Бензопилы "Дружба": конструкция, история, краткий обзор.

Видимо будут актуальными слова из известной детской песенки, что дружба начинается с улыбки…, поскольку начиная разговор про бензопилу «Дружба» хочется по доброму улыбнуться. За свою долгую, более чем 50 летнюю жизнь, этот агрегат оставил в людских сердцах, как добрые воспоминания, так и боль тяжелого физического труда


    С чего все начиналось?

     

    «Дружба» — модель бензопилы. Разработана на ЗМКБ «Прогресс» им. академика А. Г. Ивченко в ноябре 1953 г. Производители — Машиностроительный завод им. Дзержинского (Пермь) и ГУП ПО «Сибприбормаш» (Бийск). Выпускается в массовом производстве с 1955 года. В 1958 году на выставке в Брюсселе была награждена «Золотой медалью». В 90-х годах выпуск пилы и запасных частей к ней освоили также небольшие частные предприятия в различных городах России.

    История названия

    Название «Дружба» было дано в честь трёхсотлетия воссоединения Украины с Россией, отмечавшегося в 1954 году.

    Конструктивные особенности

    Двигатель МП-1 конструкции ЗМКБ «Прогресс» им. академика А. Г. Ивченко— одноцилиндровый, двухтактный, карбюраторный, воздушного охлаждения, рабочий объём 94 см3, мощность 4 л.с.. Смазка двигателя — масло, смешанное с бензином. Двигатель и пильный аппарат выполнены в виде независимых узлов и соединяются друг с другом с помощью фланцевого соединения, фиксируемого хомутом (который крепится к ручкам пилы). Такая компоновка позволяет поворачивать пильный аппарат на любой угол, при необходимости быстро заменять отказавший узел. Благодаря функциональной завершенности и простоте крепления, двигатель бензопилы «Дружба» применялся для привода мотоблоков («Кумир», «Садовод»), водяных насосов («Скиф», ЦБН-1, ЦБН-2, ПМП-4), генераторов постоянного тока (ГЗ-106А) для заряда аккумуляторных батарей в полевых условиях, механических лебёдок для трелёвки леса, в лодочном моторе «Кама», в газонокосилках. Этот двигатель был популярен и у любителей строить технику своими руками. В 60-х годах в Московском авиационном институте были предприняты попытки форсировать этот двигатель и устанавливать его на сверхлёгких летательных аппаратах. Были изготовлены лёгкие вертолёты X-3, X-4, X-5, на каждом из которых были установлены винтомоторные блоки из 4-х двигателей «Дружба», работающих через общий редуктор на несущий винт. Ни один из аппаратов не прошел лётных испытаний по причине низкой надежности двигателей.

    Модификации

    За годы выпуска общая конструкция пилы осталась прежней, однако мелкие изменения вносились:

        в 50-х — 60-х годах выпускалась модификация «Дружбы» с креплением ручек к крышке вентилятора, позже ручки стали крепиться к хомуту, связывающему двигатель и редуктор.
        до конца 80-х годов выпускалась модель «Дружба-4А» с контактным магнето и карбюратором КМП-100 — снята с производства;
        в конце 80-х годов применено электронное зажигание (от магнето бесконтактного МБ-1), пила получила обозначение «Дружба-4А-Электрон»;
        в 90-х годах применён более совершенный карбюратор КМП-100У, пила получила обозначение «Дружба-4М» (производства ЗиД) и «Дружба-Алтай» (производства «Сибприбормаш»), применены пильные цепи современного типа.

    Предок «Урала».

    На базе двигателя мотопилы «Дружба» был разработан двигатель СД-60 для привода стационарных установок (генераторов, насосов), отличавшийся от прототипа чугунной гильзой цилиндра, поплавковым карбюратором, несъёмным тросовым стартером и наличием регулятора частоты вращения.

    Видимо будут актуальными слова из известной детской песенки, что дружба начинается с улыбки…, поскольку начиная разговор про бензопилу «Дружба» хочется по доброму улыбнуться. За свою долгую, более чем 50 летнюю жизнь, этот агрегат оставил в людских сердцах, как добрые воспоминания, так и боль тяжелого физического труда. Нет однозначного мнения по поводу этой техники, но выпускается она и сегодня, и даже в экспортном варианте.

    Производство.

     Массовое производство бензопилы «Дружба» началось в 1955 году в Перми, а уже в 1958 году, на выставке в Брюсселе, изделие было награждено «Золотой медалью». Назвали пилу «Дружбой» в честь 300летия воссоединения Украины с Россией, празднование которого пришлось на 1954год, но в некоторых источниках упоминается совместная разработка советских и китайских специалистов, увековеченная в названии. Мощность одноцилиндрового двухтактного двигателя внутреннего сгорания, применяемого в конкретной модели бензопилы, всегда фигурирует в названии. Если название «Дружба 4» - мощность двигателя 4 л.с., если «Дружба 4Э» - двигатель тот же, только с электронным зажиганием. Силовой агрегат и двигатель выполнены независимыми и собираются на фланцевое соединение, что позволяет располагать пильный узел, как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях, да и замена узла, вышедшего из строя, довольно проста и не представляет трудностей. Легкое отсоединение двигателя и его неприхотливость, дали простор для творчества и широкого применения его домашними умельцами. С модели «Дружба – 4А» начинается применение автоматической смазки пильной цепи, что значительно увеличило срок службы, как самих цепей, так и направляющих шин. Шины выпускаются универсальными, допускающими применение цепей с различным шагом, при условии замены ведущих звездочек и работы демпферного устройства. Сцепление инерционное, приводящее цепь в движение увеличением оборотов двигателя, и не позволяющее глохнуть ему, при закусывании цепи или чрезмерной нагрузке. Сухой вес всех моделей составляет около 12 кг, а последние «Дружбы» уже оснащены аварийным тормозом цепи. Из-за низких оборотов, двигатель способен поглощать любые масла, а работа с низко октановым бензином и массовость производства позволили быть этой технике практически в каждом деревенском подворье России. И неправы те, кто говорит, что это самая капризная пила, поскольку служат они у многих по 20-30 лет.

    Особенности работы.

     Процесс запуска двигателя, это своего рода обряд, который каждый для себя вывел сам, и соблюдать который сперва приходится, а потом он становится ритуалом. Разводишь в специальной баночке бензин с маслом, споласкиваешь фильтр под крышкой, заливаешь. Оттянув вверх цепь и звонко щелкнув ей, проверяешь натяжение. Оценив заточку, делаешь вывод, что еще на раз хватит. Затем открыть краник, тот что под баком, нажав на кнопку, и дождаться, пока не появится бензин. Рука сама наклоняет технику на себя, что бы бензин не растекался по редуктору, а потек на землю - языческая жертва советскому машиностроению. Цепляешь стартер и тут же фиксируешь его ногой, дабы не получить по отдельным частям тела, если сорвется. Акселератор до отказа и правой рукой резко тросик на себя …. дрррр! Если обряд выполнен правильно или «руки на месте», то заводится с первого раза, если что-то пропустил, то правая рука быстро устает.

    А как же слабости?

     Болезнью многих пил является износ коренного подшипника коленчатого вала, что как следствие сбивает зажигание, и поведение такой техники становится непредсказуемым. Ее становится невозможным завести, но что еще хуже – невозможным заглушить. Кнопка принудительной остановки на отечественных пилах появилась совсем недавно, хотя многие ее ставили самостоятельно, хоть как-то унимая прыть взбунтовавшейся машины. Заклинило поршень, оборвало шатун, рассыпался редуктор, пропала искра – это малый перечень отказов при интенсивной нагрузке. И тем не менее это неприхотливая техника, которую можно «перетряхнуть» на пеньке, продуть, прочистить, просто дать немного отдохнуть и она снова «в бою», как родная трехлинейка. Неприподъемный вес пилы вечером, утром уже был ничего, приемлимым, подъемным. Русь исконно была бревенчатой, и насколько же полегчал труд лесоруба с появлением бензопил, что ей родной, можно ставить памятник.

    Эх русская техника!

     А поработав пилами «Stihl» или «Husqvarna» понимаешь, что прогресс не стоит на месте и на дворе уже 21 век. Много сделано для человека; придумали гасители вибрации, функцию Anti-kick, кнопку «Стоп» и тормоз цепи, вот только прогресс не везде дошел еще, велика Россия. Что-то не то мы залили в «Husqvarna», и заупрямился сей «конь», встав на дыбы и отказавшись заводиться. Пришлось достать из сарая «Дружбу» и вроде справились, все перепилили, но руки почему то уже тянулись к «Husqvarna».


    Советы

    Достоинства и недостатки бензопилы

    Бензопила «Дружба» была разработана в начале 50-х годов и к концу века уже существенно устарела. Пила имеет большой вес — 12 кг. Изначально надежность пилы была высокая (ряд пил, выпущенных в 60-е годы находятся в рабочем состоянии до сих пор), но в 90-х годах значительно упала по причине заводского брака и производства мелкими фирмами, не обладающими необходимыми материалами и технологиями. Съёмный тросовый стартер неудобен и часто теряется. В конструкции пилы отсутствуют элементы, обеспечивающие её безопасность (кнопка «Стоп», тормоз цепи, функция Anti-kick). Тем не менее простая конструкция пилы и ее хорошая изученность в сочетании с невысокой ценой и большой производительностью пиления обуславливают популярность «Дружбы» и в настоящее время.

    К достоинствам пилы также следует отнести высокое расположение рукояток относительно плоскости реза, что позволяет оператору работать стоя в удобной позе (работа с современными пилами при валке деревьев производится в положении оператора на коленях).
    Интересные факты

        В Румынии название «Дружба» стало нарицательным: в разговорном языке слово «drujba» используется для обозначения бензопилы вообще, независимо от модели (хотя в академических словарях это значение слова не зафиксировано).
        Название перешло на двуручную пилу, которая при работе ею требует согласованных действий двух человек, и за это в шутку иногда называется «Дружба-2».
        В песне «Был побег на рывок» Владимира Высоцкого упоминается эта пила[1].
        Один из первых образцов был сделан в шаражке недалеко от станции Лапшанга киевскими авиастроителями.[2]
     



    Своими руками

    Если вы владелец бензопилы Дружба-4, которая периодически барахлит, то наша статья как раз для вас. Мы расскажем о наиболее частых проблемах, которые преподносит бензопила дружба 4, ремонт которой возможен даже в домашних условиях.

    Ремонт бензопилы дружба 

    Если вы владелец бензопилы Дружба-4 и знаете приемы работы с бензопилой, которая периодически барахлит, то наша статья как раз для вас. Мы расскажем о наиболее частых проблемах, которые преподносит бензопила дружба 4, ремонт которой возможен даже в домашних условиях.

    Ремонт дружбы 4

    Контактное зажигание на Дружбе весьма чувствительно к различным маркам бензина и масел и многим доставляет массу хлопот. Элементы такого зажигания не ремонтопригодны и недешевы. Мы рекомендуем владельцам старых бензопил заменить контактное зажигание на электронное зажигание. Сие избавит от постоянных проблем с его регулированием и, в конечном итоге, сэкономит деньги. Акромя того, рекомендуем прочитать статью настройка зажигания бензопилы дружба 4.

    Бензопила дружба 4м электрон регулировка карбюратора
    Если свечи мокрые - значит, переливает карбюратор. Устраняем проблему, слегка подогнув бензиновый клапан внутрь. Этим мы ограничим количество поступающего топлива в камеру сгорания.

    Регулировка карбюратора

    Топливный винт закручиваем до упора и на три оборота отвинчиваем; воздушный винт закручиваем до упора и отвинчиваем на два оборота. Возможно, понадобится уплотнить соединение карбюратора с цилиндром, чтоб не было «подсоса» воздуха — еще одной возможной причины неработоспособности пилы. Можно применить специальный герметик или обернуть переходную муфту полоской тонкой жести. Вообще, все соединения, в том числе бензиновых трубок, мембраны карбюратора, должны быть герметичными, это залог качественной работы бензопилы.
     

    Бензопилы "Дружба": конструкция, история, краткий обзор. Бензопилы "Дружба": конструкция, история, краткий обзор. Бензопилы "Дружба": конструкция, история, краткий обзор. Бензопилы "Дружба": конструкция, история, краткий обзор.

    Характеристики

    Мнение потребителя

     Иногда кажется, что дружба - это просто название бензопилы
    В этом году отмечает 55-летний юбилей бензопила “Дружба”
    Известную на весь мир бензопилу "Дружба" создали в 1954-м в КБ Ивченко. Это КБ и его генеральный конструктор Ивченко были " широко известны узкому кругу советских руководителей и специалистов обронного комплекса" в качестве разработчиков турбореактивных авиационных двигателей.
    Нужно было придумать пиле название, и кто-то предложил "УкрАИна", выделив инициалы генерального."Так хвалить себя нельзя", - сказал тот и предложил назвать "Дружбой".
    То был год 300-летия Переярославской Рады и Хрущев одобрил название, придав ему идеологический смысл, якобы бензопила "Дружба" была разработана и названа в честь 300-летия воссоединения Украины с Россией.
    Прошло 55 лет, многое изменилось. Рухнул могучий СССР.
    И уже совсем мало кто знает, что на самом деле генеральный конструктор Ивченко знаменит не только бензопилой, но и великолепными авиадвигателями.
    А бензопила вошла не только в жизнь нескольких поколений, но и обогатила народный фольклор.
    Этим инструментом до сих пор делают что угодно.
    Вот навскидку из поиска в Гугле:
    В Музее МВД, рядом со станками для печатания денег и пистолетами из оконных шпингалетов стоит интереснейший вертолёт , построенный на каком-то лесоповале из бензопилы "Дружба" изобретательным уркаганом.
    Бензопилой 'Дружба' Режу себе вены!
    " Это как же надо было разочароваться в людях, чтобы словом "Дружба" назвать бензопилу...
    Дятел знает, что один накуренный бобёр заменяет собой три бензопилы "Дружба", два накуренных бобра за три минуты выполняют суточную норму бригады лесорубов, а бобры у ёжиков всегда при себе.
    Знаете как кошка может драть деревянную дверь? Работающая бензопила "Дружба" в сравнении с этим звуком - колыбельная от "Энигмы".
    Ответственно заявляю, что пенетрация анала ржавой бензопилой марки "Дружба" не имеет никакого отношения к лицам нетрадиционной ориентации.
    Ах Паркер был рад такому известию? Ну-ну...*чистит и смазывает бензопилу Дружба*
    В крайнем случае попросить у моего любимого киллера бензопилу "Дружба"
    Челябинские тусовщики настолько суровы, что во время их педикюра несколько раз срывается цепь бензопилы "Дружба".
    А если следом бродит наводящий тихий ужос маньяк-шизоид с бензопилой "Дружба"?
    ... то вроде атонального джаза на расстроенной бензопиле "Дружба". Слушать это можно
    Бензопила "Дружба" и сигареты "Друг"!Нашел дома плавленный сыр "ДРУЖБА"



    Цены / Заказать

    Бензомоторная пила "Дружба-4"
    6 000 руб.



    Фирмы

    Предназначение бензопил достаточно широкое: распиливание древесины, обрезка сада, валка деревьев. Выбор определенного вида зависит от того, для каких целей планируется приобретение этого строительного инструмента. Какие же бензопилы бывают и в чем их главные преимущества? Какие самые популярные бренды представлены на рынке и где лучше всего совершать покупку?

    Бытовой вариант для дома или дачи
    Нет никакого смысла тратить огромные деньги на приобретение профессиональной бензопилы, если ее использование планируется в пределах собственной дачи или дома. С обрезкой веток и заготовкой дров на зиму справится бытовая бензопила.

    Основные ее преимущества – это, во-первых, малый вес и, соответственно, легкость в работе; во-вторых, простой запуск и обслуживание; в-третьих, небольшое потребление электроэнергии, поскольку мощность ее гораздо меньше, чем у профессиональных моделей; в-четвертых, невысокая цена.

    Надежные бензопилы этого класса выпускают торговые марки OLEO-Mac и Partner, обладающие двойной системой очистки воздуха, легкие модели Makita, Stihl или Efco, которыми с удовольствием пользуются даже представительницы прекрасного пола. Sadko, Alpina, Champion на порядок дешевле, при этом качество остается на уровне.

    Подход профессионала
    Если на повестке дня – валка леса, не обойтись без профессиональной бензопилы. Ее отличительная особенность – это возможность выдерживать огромные нагрузки, функционируя до 10 часов подряд. При этом она достаточно тяжелая и, естественно, недешевая.

    Безупречный лидер среди пил представленного класса – Husqvarna, хотя многие работники этой сферы не променяют отечественный «Урал» или «Дружбу» ни на какой иностранный бренд. Такие бензопилы оснащены эффективными антивибрационными системами, современными технологиями очистки воздуха и подогреваемыми рукоятками. Компании Stihl и Makita также выпускают профессиональные и полупрофессиональные бензопилы. Относительно последних, они предназначены для работ средней сложности и продолжительности. В частности, их используют на лесоповалах для обрезки сучьев.

    Где же можно купить бензопилу? Безусловно, в садовых центрах и больших строительных супермаркетах предложат несколько вариантов, но большим выбором не удивят. Поэтому на сегодняшний день более оправданно обращаться в интернет-магазины, особенно в те, которые зарекомендовали себя на рынке только с положительных сторон. 

    Бензопилы "Дружба": конструкция, история, краткий обзор. Бензопилы "Дружба": конструкция, история, краткий обзор. Бензопилы "Дружба": конструкция, история, краткий обзор. Бензопилы "Дружба": конструкция, история, краткий обзор. Бензопилы "Дружба": конструкция, история, краткий обзор. Бензопилы "Дружба": конструкция, история, краткий обзор. Бензопилы "Дружба": конструкция, история, краткий обзор.

     

    Похожие товары

    Изображение
    Бензопила Дружба: описание, принцип работы, технические параметры, эксплуатация, стоимость.
    В отличие от упомянутого выше блок зажигания не содержит выносных элементов и целиком вмещается в исходные габариты заводского блока. Плату старого блока надо удалить, бензопила дружба зажигание.
    Отзывы :0шт.
    Настройка бензопилы
    Цепные электропилы и бензопилы соединяют в себе достоинства цепных бензопил и электроинструмента – возможность легко и быстро перепилить древесину большой толщины соединяется с чистотой, экологичностью, отсутствием выхлопных газов. Цепная пила эффективна при уходе за большим садом, при заготовке дров из не очень толстых бревен, при плотницких работах в сочетании, например, с циркулярной пилой...
    Отзывы :0шт.
    Мопед из бензопилы. Как правильно поставить мотор от бензопилы на велосипед
    Из мотора бензопилы и маленьких колес можно построить работоспособный мопед,помещающийся в багажнике(на тот момент- BMV518).
    Отзывы :0шт.
    Бензопила Дружба-4 как начать работу
    Советская бензопила, разработанная в 50-х годах 20 столетия на Машиностроительном заводе им. Дзержинского. Начиная с 1955 года выпускается массово.
    Отзывы :0шт.
    История пилы Урал. Характеристики пилы Урали. Запчасти к пиле Урал.
    В данной статье автором рассмотрены особенности пилы Ура и запчастей к ней, подана краткая история этой техники.

    Советы
    Задача: подскажите, какую бензопилу купить?
    Отзывы :0шт.